Как выбирать тренера?
Мы очень часто думаем традиционными категориями - взял собаку - нужно водить ее в собачью школу! Честно говоря, я бы не стала доверять свою собаку какому-либо тренеру, когда мне хочется добиться от нее всего лишь послушания в бытовых ситуациях, и собака не готовится для какой-то особой службы. В конце концов, ваша собака - это член вашей семьи, вы должны найти с ней контакт и построить свои отношения. В этом случае задача тренера - если вы все-таки решите заниматься в собачей школе - состоит в том, чтобы помочь вам в этом.
Важно!
Многие проблемы, возникающие у хозяина с его собакой, закладываются именно на тренировочной площадке! Представьте себе, вас обучают в школе, где насильно нагружают знаниями, кричат на вас за малейшую ошибку, принуждают учиться до смертельной усталости. Ко всему этому добавляются тошнотворные запахи и шум других учеников. Будете ли вы с удовольствием учиться в такой обстановке? Захотите ли применять полученные таким образом знания на практике? Конечно же нет!
Поскольку основу обучения человека и собаки составляют одни и те же механизмы, мы вполне можем применить описанную ситуацию к собаке.
Все раздражители, которые собака воспринимает из окружающего мира во время тренировки, например, ваша одежда, запахи, звуки, другие собаки и люди, возможно даже незаметные на первый взгляд мелочи, к примеру, пролетающий самолет, ассоциируются у собаки с выученными командами. И если собака плохо себя чувствовала во время тренировки, какие-то из этих раздражителей даже за пределами тренировочной площадки могут ещё долгое время вызывать у собаки страх. Особенно это относится к боязливым и чувствительным животным.
Установить причину, по которой собака вдруг начала испытывать страх перед каким-то предметом или явлением, довольно трудно. Поэтому необходимо постоянно думать о том, чтобы не ставить ее в ситуации, в которых у нее могли бы возникнуть такие ассоциации.
Критерии оценки состояния собаки после тренировки - это оценка ее поведения по 6 важнейшим критериям:
- сохранение / нарушение привычного режима дня;
- наличие стереотипных действий, в том числе и лая;
- сохранение / нарушение поведения комфорта (уход за шерстью, мытье);
- сохранение / нарушение игрового поведения;
- сохранение / нарушение нормального настроения;
- сохранение / нарушение интереса к окружающему миру.
Критерии были разработаны Интернациональным обществом содержания домашних животных (IGN) в 1998 г. Нарушение поведения по данным пунктам говорит о том, что тренировка причиняет животному существенные страдания и должна быть немедленно прекращена.
Тренер
Мы очень любим считать тренера авторитетом только лишь за то, что он сам себя назвал тренером. Однако тренером может назвать себя каждый, независимо от своего профессионализма. Стаж тренера ни о чем не говорит, потому что методы тренировки собак с конца 90-х годов претерпели серьезные изменения, связанные с важнейшими открытиями в области психологии собак. Поэтому начинающий тренер может оказаться лучше «опытного», опирающегося в своей работе на устаревшие знания.
Критерии выбора тренера
* Тренер должен вызывать у вас и у вашей собаки личную симпатию. Ваша собака должна вместе с вами решать, хочет ли она работать с тем тренером, которого вы ей предлагаете. Если собака боится этого человека, это значит, что добиться каких-либо результатов под его руководством будет трудно! Надо всегда помнить о том, что собаки - как и люди - делятся на типы личностей. Эти типы личностей должны подходить друг другу по своей энергетике. В противном случае они будут раздражать друг друга, совместная работа не приведет к ожидаемым результатам. Для собаки неподходящий тренер (например, слишком энергичный для боязливой собаки) - это предпосылка того, что ей вынесут приговор «ленивая», «упрямая», «глупая» и проч., что в свою очередь приведет к негативным для нее последствиям.
Для тех, кто все ещё скептически относится к понятию «тип личности» в применении к собакам, существует другой аргумент: собака способна отличить «своего» человека - к таким людям она автоматически испытывает доверие! - Это знает каждый «собачник» из собственного опыта. Для тренеров действует то же правило. Каждому известно из собственного опыта, что с одними людьми чувствуешь себя легко, а с другими - сразу начинаешь нервничать, хотя они не сделали ничего плохого.
* Тренер не должен быть грубым и резким. Его голос должен быть всегда мягкий и спокойный. Тренер ни при каких обстоятельствах не должен кричать на собаку, бить ее или наказывать каким-то другим способом.
* Помните, что современные методы тренировки основаны на контакте с собакой. Лучше всего, если он работает с сигналами примирения собаки. Тренер, применяющий электрошоковые или строгие ошейники, а также другие «инструменты» для управления собакой, рывки за поводок и т.п. расписывается в своей профессиональной некомпетентности, потому что новые методы ему незнакомы, и он по-прежнему обращается с собакой как хозяин с рабом. Его методы так или иначе наносят собаке травму, которая в последствии станет вашей личной проблемой.
* Кроме того, тренер ни в коем случае не должен ориентироваться на старую теорию доминирования!!! (см. книгу А. Халлгрена "Альфа-синдром: лидерство или неоправданная жестокость?").
* Он должен следить за тем, чтобы у собаки не возникло состояние состояние стресса.
* Хороший тренер не ставит собаке завышенные требования, не соответствующие ее характеру, физическим и психическим возможностям, не игнорирует ее внутренние состояния (например, стресс, беременность, болезнь и проч.).
Тренировочная площадка
Кто может лучше всего сказать о качестве тренера и тренировочной площадки? Конечно же сами собаки - и ваше собственное «шестое» чувство.
Площадка должна быть местом радостного обучения собаки. Собака должна идти на тренировку уверенно, без страха. Она не должна замирать от страха, пытаться убежать или показывать ещё какие-либо симптомы страха при виде площадки, тренера и т.д.
Собака должна приходить на площадку спокойно или даже в состоянии радостного ожидания.
Если вы приведете ее на площадку с большим числом других собак, то, как правило, это может вызвать у собаки стресс, поскольку она вдруг оказывается среди множества собачьих личностей, которые ей, возможно, неприятны или вызывают страх. Собаки также неохотно находятся там, где до них уже находились десятки, если не сотни, других собак, потому что земля в этом месте уже перенасыщена запахами, которые точно также являются сильнодействующим раздражителем для собаки - источником стресса.
* После занятий у обоих не должно оставаться раздражение - ни у собаки, ни у вас самих.
* В результате тренировки поведение собаки не должно меняться в худшую сторону (т.е. у собаки не должны появиться хроническое раздражение, стресс, вредные привычки, изменение нормального поведения в худшую сторону и т.п.). В противном случае вы должны прекратить тренировки. Испорченное поведение говорит о неверных методах обучения.
Методы тренировки
Сейчас модно предлагать мягкую, ненасильственную форму тренировки. Однако стоит заметить, что это обозначает не только не бить собаку, но и говорить с ней на ее языке! Поэтому от тренера правомерно ожидать использование следующих видов коммуникации с собакой:
* язык телодвижения (сигналы примирения);
* звуковая коммуникация (спокойный, дружелюбный голос, правильная интонация);
* коммуникация позицией тела и мимикой (например, положение тела тренера влияет на реакцию собаки: застывшая, неподвижная фигура тренера с расставленными руками пугает собаку; мимика не должна быть застывшей и агрессивной; тренер должен уметь контролировать угол наклона своего тела и умело применять его в процессе тренировки);
* тактильная коммуникация (например, не прикасаться к собаке во время тренировки, потому что для собаки прикосновения подобны дополнительным командам, которые могут сбивать ее с толку, прикосновения должны быть мягкими, движения спокойными и идти в направлении снизу вверх).
Плохие методы организации тренировки
Речь не идет о грубости и насилии по отношению к собакам - это разумеется само собой. Я имею в виду те факторы, которые, возможно, не сразу бросаются в глаза при посещении тренировочной площадки. Но эти факторы очень важны. Как правило, хозяева и собаки замечают их: на тренировках, да и вообще от посещения собачьей школы у них появляется интуитивное неприятное чувство, которое многие хозяева подавляют в себе мыслью о том, что так и должно быть.
Я сама прошла через это чувство, но упрекала себя в том, что ленилась водить свою собаку в школу.
Я много раз присутствовала на тренировочной площадке и каждый раз у меня возникало неприятное ощущение, которое я сначала не могла объяснить. Причиной тому была сама обстановка: постоянный нервный лай собак, которые от возбуждения дергались на цепи, жесткий голос тренера, грязь под ногами. Слава богу, мне не пришлось присутствовать при применении жестких наказаний - похоже, они уже выходят из «моды». Мне не нравилось, что в плохую погоду собак вынуждают всю тренировку месить ногами грязь - не думайте, что собакам все равно, куда их заставляют садиться или ложиться! На некоторых площадках после тренировки, на которой присутствовало примерно два десятка собак и хозяев одновременно (какой стресс для каждой собаки!), хозяева привязывали животных к деревьям и шли развлекаться в кафе. Все это было бы не плохо, если бы собаки не стонали и не выли бы хором у своих деревьев! Почему-то любители собак отказывались видеть, что их питомцам в этой ситуации плохо, хотя их было жаль даже прохожим.
Свое чувство я смогла выразить только когда познакомилась с альтернативой.
Хорошие примеры организации тренировки
Самые успешные тренеры мира (Тюрид Ругос, Патриция МакКоннелл, Андерс Халлгрен, Кларисса ф. Райнхард) и их ученики - это интеллигентные, симпатичные люди, спокойные и мягкие. Основа их профессиональных знаний - как правило, биология и психология поведения животных, а также психология людей. Секрет их профессионализма кроется в особой чувствительности к языку телодвижений собаки, к малейшим изменениям в настроении животного. Поэтому им удается гибко подстраивать ход тренировки под состояние животного и его способности.
Прежде чем начинать тренировку, они дают собаке несколько часов, чтобы она привыкла к тренировочной площадке и тренеру. Тренировочная площадка (открытая или закрытая) отличается чистым покрытием, исключающим появление грязи даже в дождь. Если она расположена в закрытом помещении, то собака может найти на ней интересные для себя предметы - игрушки, спрятанные лакомства, воду. Все это создает атмосферу дружелюбия, и настраивает собаку на спокойный лад. В первые часы посещения тренировочной площадки собака просто изучает ее, как ей нравится. В это время тренер смотрит, как проявляет себя собака: спокойна она или нервничает, интересуется ли она окружением или равнодушна к нему, и т.д. Как проявляет себя хозяин: как он общается с собакой, например, спокойно и уверенно или настороженно и нервно? До начала тренировки тренер задает хозяину ряд вопросов, касающихся происхождения собаки, ее характера, проблем, социальных условий жизни, режима дня и проч. Его также интересуют взаимоотношения собаки и хозяина. Вся концепция работы школы построена на нормализации поведения собаки в целом, создании гармоничных отношений хозяина и собаки, тренировке на выполнение необходимых команд. В занятиях часто принимает участие вся семья собаки.
Только после этого разрабатывается план тренировки, включающий занятия как в школе, так и «домашние задания».
Хозяин...
... вероятно растерян от такого количества нюансов. Он наверняка задает себе вопрос: действительно ли все это так важно?
Да, это действительно важно, собака - очень чувствительный организм, который в той или иной степени реагирует на окружающую обстановку, и за любые ошибки в обращении с собакой придется расплачиваться вам самим. Конечно, идеальный тренер - большая редкость, поэтому любому ответственному хозяину не обойтись без основных знаний о своей собаке: о стрессе, ее коммуникативных возможностях, психологии обучения и т.д., чтобы по крайней мере не сделать роковых ошибок.
http://www.dogfriend.ecologia.ru/psychol....ner.htm